Хватит кормить Москву: Литва больше не намерена торговаться с Путиным

Хватит кормить Москву: Литва больше не намерена торговаться с Путиным

Литва захотела расторгнуть соглашения с Россией и Белоруссией об экономическом сотрудничестве. С таким предложением выступили в МИД страны. В ведомстве считают, что торговые связи между государствами и так почти разорваны, договоры, по сути, носят формальный характер, значит, и односторонний выход из них никаких негативных последствий для Литвы якобы не несет.

«С учетом продолжающейся военной агрессии России и Белоруссии против Украины сотрудничество с этими странами практически приостановлено, договор следует денонсировать», — говорится на сайте внешнеполитического ведомства Литвы.

Договоренности о торгово-экономическом сотрудничестве Литвы с Россией действовали с 1993 года, с Белоруссией — с 1994 года. Конечно, нельзя сказать, что наличие соглашений автоматически вело к решению всех экономических разногласий между Москвой и Вильнюсом — они были, и серьезные.

Чаще всего споры касались вопросов транзита и нормального сообщения с Калининградской областью. Тем не менее, соглашение помогало регулировать и развивать торговлю, особенно после того, как в 2004 году было адаптировано в связи со вступлением в силу для Литвы Соглашения о партнерстве и сотрудничестве Россия — ЕС.

Однако после 2022 года Литва сделала все, чтобы разорвать торгово-экономические отношения с Россией и Белоруссией несмотря на то, что именно они вносили значительный вклад в экономику страны.

Например, в начале 2023 года власти Литвы прекратили действие договора о принципах приграничного сотрудничества с Белоруссией, который был подписан 17 лет назад. Литовские порты и железные дороги уже несколько лет простаивают без российских и белорусских грузов и транзита. Не случайно ВВП Литвы в 2023 году сократился на 0,3% по сравнению с 2022-м. Тем не менее, власти страны продолжают идти по пути окончательного разрыва связей с Россией — в этом году они в очередной раз снизили квоты по провозу грузов в Калининградскую область.

Старший научный сотрудник Центра европейских исследований Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук Владимир Оленченко полагает, что предложение расторгнуть договоры об экономическом сотрудничестве с Россией и Белоруссией, которые действительно во многом стали формальностью, могут предварять попытку полностью запретить транзит в Калининград, хотя это будет противоречить соглашению России с ЕС

— Когда договоры заключаются, они несут определенную смысловую нагрузку, — говорит Владимир Оленченко. — Она заключается в том, чтобы зафиксировать уже достигнутый уровень экономических отношений и открыть перспективы для их расширения. Литва традиционно зарабатывала на России за счет транзита через свою территорию товаров из России на Запад и наоборот. Сейчас они зарабатывают также на транзите из ЕС в страны Центральной Азии. Та экономическая структура, которой обладает Литва, тесно связана с приграничными странами — Белоруссией и Россией.

Но в этой ситуации есть важный нюанс. Россия представлена на границе с Литвой Калининградской областью, которая имеет статус анклава. У нас нет сухопутной границы с ней, сообщение возможно только через Прибалтику. Существует соглашение, которое было подписано в 2022 году между Россией и ЕС о пассажирском и грузовом транзите через территорию Литвы. Кроме того, через территорию Литвы проходит газопровод в Калининградскую область.

Насколько я понимаю, нынешнее руководство Литвы стремится к тому, чтобы попытаться найти лазейки и затруднить действие договора между Россией и ЕС о транзите в Калининградскую область. С другой стороны, Калининградская область занимает достаточно важное место в ВВП Литвы. Да и те же автоперевозки в Центральную Азию осуществляются через территорию России. Несмотря на это, мне кажется, что литовское руководство попытается расшатать или создать трудности в выполнении транзитного соглашения.

«СП»: Литовское руководство готово на это пойти?

— В этой ситуации есть внутриполитический аспект. Сейчас выразителем внешней политики Литвы является партия «Союз Отечества — Литовские христианские демократы». Но муниципальные выборы, которые состоялись в марте прошлого года, показали, что эта партия стремительно теряет популярность среди литовского электората. Выборы осенью этого года, несомненно, будут означать поражение правящей партии. Поэтому здесь есть определенный политический расчет — если выражаться грубо, нагадить перед уходом. Тем более, что руководитель «Союза Отечества» Габриэлюс Ландсбергис является министром иностранных дел Литвы.

Кроме того, в первой декаде июня должны состояться выборы в Европарламент. Судя по всему, те, кто сейчас у власти, также потерпят поражение. Наконец, на 12 мая назначены выборы президента, а основная сила, которая поддерживает действующего лидера, это как раз правые.

«СП»: А сама Литва разве не потеряет от таких действий?

— Что касается экономического расчета, его у Вильнюса нет, есть только фанатизм. Мы это уже видели, когда в прошлом году Литва денонсировала соглашение о приграничной торговле с Белоруссией. В результате она лишилась транзита белорусских товаров через порт Клайпеда. Это нанесло очень серьезный урон литовской экономике. Но в данной ситуации руководство страны находится в фанатичном угаре, когда не обращает внимание на экономическое положение государства и населения. Думаю, сейчас они будут тиражировать эту тему в СМИ и стремиться к тому, чтобы поставить вопрос о денонсации этих соглашений в парламенте.

Хотя в соглашении с ЕС о транзите нет ссылок на договор об экономическом сотрудничестве Литвы и России, а в документе России и Литвы нет ссылок на договор с ЕС, мне кажется, что прицел Вильнюса именно на транзит в Калининградскую область. Хотя главное — это политический расчет, ведь правящая партия уже не пользуется серьезной поддержкой электората за рамками Вильнюса.

«СП»: Значит, Литва готова и дальше жертвовать своей экономикой ради политики? Или страна уже адаптировалась к разрыву связей с Россией и может себе это позволить?

— Если не Россия, то кто еще будет кормить Литву? Да, они получают субсидии от Евросоюза, но эти субсидии направлены на конкретные инфраструктурные проекты. Приведу простой пример. У Литвы есть два давнишних проекта — железнодорожная линия «Рэйл Балтика» и автодороги «Балтика». Но если они будут построены, а Россия не будет возить по ним свои грузы и пропускать транзит из Литвы, то кому они будут нужны? Поэтому сейчас власти Литвы действуют в угаре, другого слова и не подобрать.

Не говоря уже о том, что и в самой правящей партии идут серьезные брожения. Партия как таковая стоит на позиции жестких отношений с Россией, но не полного разрыва. Однако ее нынешний лидер Габриэлюс Ландсбергис как раз-таки выступает за самые радикальные шаги. Видимо, его призывы направлены на то, чтобы консолидировать в партии тех, кто его поддерживает.

Доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Отдела социальных и политических исследований Института Европы РАН Николай Межевич считает, что сейчас разрыв соглашений не особо повредит Литве, но негативно скажется на ее экономике в будущем.

— Соглашения об экономическом сотрудничестве между Литвой, Россией и Белоруссией работали и были достаточно успешными. Но Литва каждый год ухудшала условия их реализации. На сегодняшний день они действительно превратились в формальность.

Другое дело, что разорвать отношения просто, а вот заключить новый договор Литва вряд ли сможет. Она заранее ухудшает не только свои условия сегодняшнего дня, но и условия на далекую перспективу. Это неизбежно скажется на экономике страны в условиях ослабления Европейского Союза.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *